Главный герой сериала — психотерапевт Пол.

  • автор:

In treatment

Моим заданием являлся просмотр сериала In Treatment и некоторый комментарий к нему. Наиболее удобным в таком случае было бы сосредоточение на одной сюжетной линии и ее действующих лицах.  Я подошла к выбору со всей серьезностью, однако серьезность мне мало помогла. Дело в том, что сериал необыкновенно актуален для будущего психолога, не имевшего собственной практики и наблюдавший процесс консультирования только в обучающей и игровой форме. Сериал тоже, безусловно, игра, но в данном случае выполненная на довольно высоком уровне. Первое время даже присутствует некоторая неловкость от того, что приходится «подглядывать» за таким интимным процессом, да еще и без спроса. Зато потом так сживаешься с ролью наблюдателя, что тебе хочется присутствовать на сеансах всей «рабочей недели» психотерапевта. Одним словом, ограничиться одним клиентом весьма сложно, но в итоге я решила сконцентрировать внимание на ключевой лично для меня фигуре – фигуре психотерапевта. Выбор был совершенно естественен, не подкреплен ничем иным, кроме любопытства и жажды изучить хоть сколько-то «реальную» практику. Я сознательно не читаю обзоров, критики и не спрашиваю мнение знатоков о произведении, с которым собираюсь ознакомиться, но даже прочитав отзывы после просмотра, я не удивилась, что именно Пол находится в центре внимания коллег.

За тот фрагмент сериала, что мне удалось на данный момент охватить (немногим более 20 серий), Пол произвел на меня неоднозначное впечатление. Мои ожидания от сериала, которые сложились при просмотре первых серий, не оправдались именно благодаря поведению психотерапевта. Какая картина представлялась мне в начале: психотерапевт Пол обладает солидным опытом работы; его практика пропитана гуманизмом; техники, очевидно, эффективны, ведь его рекомендуют знакомым и друзьям; у него постоянный приток клиентов, которые исправно посещают сеансы; случаи пациентов, казалось бы, не раз встречаются в психологической литературе, но на практике работа с ними отнюдь не легка, и Пол с достоинством «сражается» за каждого клиента. Мне такая картина кажется чуть ли не идеальной: разве не так выглядит успешный психотерапевт? Однако, не так гладко.

Деятельность психотерапевта в любом случае протекает на фоне его личной жизни. Мы застаем Пола в момент его сильнейшего профессионального, семейного и личностного кризиса. Смятение приводит его на встречу к своему бывшему супервизору и наставнику Джине. Для меня первый сеанс Пола и Джины стал откровением, которое наполнило сериал в целом новым смыслом, объединило совершенно непохожих клиентов в логичный сюжет – все происходящее является важной частью жизни терапевта. Пол оказался тревожным, отнюдь неуверенным в своих действиях «простым смертным», который тоже может оказаться в кризисной ситуации и не находить из нее однозначного выхода.

В комментариях неоднократно были высказаны сомнения о профессионализме Пола, о его странном поведении на сеансах с Джиной, о его неблагоразумном поведении в конфликте с женой,  о влюбленности в клиентку и так далее. Многие поступки героя оказались и для меня неожиданными и в первые мгновения вызывали внутренний протест. К примеру, у нас есть возможность понаблюдать за сценой признания жены в измене, а затем услышать от Пола интерпретацию этой сцены на сеансе с Джиной. Казалось бы, как может профессиональный психолог, уделяющий особое внимание анализу всего, что происходит вокруг, не видеть собственных механизмов защиты? Даже на терапии с Кейт постоянно анализирующий и такой внимательный Пол не хочет действительно услышать свою жену, будучи сконцентрированным на собственных представлениях и переживаниях. Дальше, кажется, хуже: влюбленность пациентки оказывается не тривиальным переносом – терапевт отвечает ей взаимностью. Признание дается Полу с трудом, он пробирается сквозь тернии собственного сопротивления, которое проявляется при каждом соприкосновении с волнующей темой. Сопротивление воплощается в форму постоянной конфронтацией лично с Джиной, касающейся различий в подходах к ведению клиента, старых обид и даже личностных оценок. Все это не вяжется с необходимыми компетенциями психолога, которые молодым специалистам постулируют и стараются привить с первых лет обучения.

Все так, однако, я хочу рассмотреть ситуацию с другой стороны. Попадая во все эти фрустрирующие ситуации, Пол находится в поиске конструктивного решения. Он ищет возможность сохранения брака, поэтому ходит на семейную терапию, даже если ему неприятны темы, которые приходится обсуждать. Он переживает влюбленность в Лору, но не слепо повинуется или игнорирует свое чувство, а пытается детально проанализировать ситуацию, ищет помощи у другого психолога, чтобы принять взвешенное решение. Он чувствует дискомфорт от самой компрометирующей ситуации взаимоотношений с пациенткой, решает для себя вопросы морали, этики и определения границ собственных действий. Он бурно реагирует на болезненные вопросы в процессе консультации, проявляя свои защиты, каждый сеанс кажется последней каплей, но он упорно продолжает ходить на сеансы, потому что знает, что они ему нужны. Наконец, его длительная пауза в общении с Джиной, личные обиды, различия в профессиональных взглядах хоть и сильно влияют на ход консультации, но оба участника конфликта стремятся к его преодолению намного больше, чем демонстрируют своим поведением.

Иными словами, Пол оказался в действительно тяжелых жизненных ситуациях, от которых не застрахован никто, в том числе и психолог, однако, наличие проблем не должно говорить о его непрофессионализме. Напротив, то, как он стремится с ними справиться, демонстрирует, каким эффективным он может быть при сопровождении своих клиентов. Ролло Мэй в своей статье о необходимых качествах психотерапевта явно продемонстрировал, что психотерапевт это не идеал, к которому должны стремиться его клиенты. Напротив, намного эффективней будет терапия, в которой существует совместное стремление и развитие всех участников процесса.

Пожалуй, просмотр данного сериала помог мне сделать важный вывод для самой себя: личность психолога, которая является таким значимым инструментом в работе с клиентом, вовсе не обязана быть гармоничной, бесконфликтной, соответствовать статичным критериям успешного специалиста; скорее проблемность, определенная внутренняя напряженность и, если так можно выразиться, «человечность» терапевта (как признак принадлежности к человеческому виду, а не к всемогущим сверх-людям или волшебникам) окажут помощь и ему, как специалисту, и клиентам, нуждающимся в участии и совместном переживании.

Мария. 4 курс.

Добавить комментарий