Импрессивно-экспрессивный баланс как базисная характеристика личностного развития.
Корнева Т.В. (Санкт-Петербургский госуниверситет)
В традиции русской философской антропологии глубоко разрабатывалось понимание диалектической взаимосвязи «впечатления» и «выражения» как основы личности, как способа ее порождения и существования. В трудах П.Я. Чаадаева, П.А. Флоренского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, Г.Г. Шпета и др. развивалась идея о воплощении как фундаментальном модусе человеческого существования. Так, например, полагая взаимодействие основой реальности, В.С. Соловьев называет две основные составляющие каждой силы представлением (восприятием действий других) и стремлением (действием на других). Развитие идеи о воплощении как диалектическом единстве впечатления и выражения имело существенное значение для разработки общепсихологической теории личности. В частности, в работах Л.С. Выготского открыта глубокая перспектива теоретических и практических исследований в этом направлении, в концепции отношений В.Н. Мясищева придается большое значение единству «отношения и обращения».
Однако в современной психологической литературе сложилось более узкое понимание проблемы экспрессии как невербального поведения, его функционально-динамических признаков. Именно в рамках изучения невербального общения выполнено подавляющее большинство психологических исследований экспрессивного поведения. Представляется, что накопленный в этой области значительный эмпирический материал может быть интегрирован в русле обозначенной выше философской традиции.
Понятия «экспрессия» и «импрессия» имеют весьма широкие и частично пересекающиеся семантические поля. Экспрессия, экспрессивность – выражение, «выразительность как явленность во вне» (Г.Г. Шпет) обозначает широкий круг разнообразных феноменов от выразительных движений животных до творчества как самовыражения личности, ее самоактуализации. Понятие «импрессия» – впечатление – имеет двойственное значение, а именно, как собственно впечатление (след, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым и как способность производить впечатление, влиять, воздействовать. Аналогично значение английских слов expressive и impressive. Если использовать данные термины для обозначения двух сторон фундаментального личностного процесса, т.е. говорить о его экспрессивной и импрессивной составляющих, то в качестве одной из интегральных характеристик личности можно рассмотреть понятие экспрессивно-импрессивного баланса.
Личностный процесс как развивающаяся система взаимодействия человека с окружающим миром может быть охарактеризован со стороны достигнутого уровня (количество и когерентность системы отношений по В.Н. Мясищеву, количество и иерархизированность круга деятельностей по А.Н. Леонтьеву). При этом совершенствование коммуникативных способностей, многообразие используемых личностью знаковых систем, возрастание дифференцированности картины мира являются необходимыми условиями прогрессивного развития личности. Высокий уровень личностного развития означает высокую степень вовлеченности человека, постоянно расширяющееся поле опыта и поиск адекватных форм самовыражения.
Другой существенной характеристикой личностного процесса является собственно импрессивно-экспрессивный баланс. Очевидно, что позитивное развитие предполагает гармоническое соответствие между способностями к «впечатлению» и «выражению». В реальном личностном процессе чаще можно наблюдать временный или стабильный дисбаланс этих способностей. Значительное преобладание импрессивного полюса формирует личностный тип, характеризующийся высокой дифференцированной чувствительностью. Как показали специальные исследования, высокий уровень эмпатичности нередко сочетается с повышенной тревожностью, ранимостью. Отсутствие адекватных экспрессивных возможностей приводит к проявлениям застенчивости, пониженной контактности вплоть до шизоидной замкнутости. Именно для таких людей характерно высказывание – «счастье – это, когда тебя понимают».
Преобладание экпрессивного полюса формирует противоположный личностный тип. Люди с богатыми экспрессивными возможностями легко вступают в контакты, чаще занимают лидерские позиции. Однако, преобладание экспрессивного компонента придает эмоциональным проявлениям таких людей некоторый налет демонстративности, театральности. Усиление дисбаланса в сторону экспрессивного полюса приводит к формированию выраженных истероидных черт характера. В структуре механизмов психологической защиты, как правило, значительную роль играет проекция. Отсутствие глубоких эмоциональных контактов с другими людьми формирует основу дальнейшего паранойяльного развития личности.
Клиническая практика свидетельствует о том, что существует критический уровень дисбаланса, превышение которого означает последовательное сужение поля реального контакта с окружающей действительностью и в итоге приводит к утрате психического здоровья. Именно поэтому стержневой проблемой теории и практики психологического консультирования и психотерапии является всемерное повышение качества взаимодействия человека с миром. Обязательным моментом многочисленных программ личностного роста является тренинг сензитивности в сочетании с моделированием возможностей получения нового эмоционального позитивного опыта.