ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИ НА ПУТИ К ИНТЕГРАЦИИ или ГАРМОНИЯ ВОПЛОЩЕНИЯ

  • автор:

 Корнева Т.В.

Санкт-Петербургский госуниверситет

г. Санкт-Петербург

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИ НА ПУТИ К ИНТЕГРАЦИИ  или ГАРМОНИЯ ВОПЛОЩЕНИЯ

Мне давно хотелось  побывать в Ярославле, и вдруг такой случай… Предвкушение… В.В. Козлову принадлежат удивительные слова о том, что «психологи становятся проявлением интегративных функций общества». Продолжая эту мысль, можно предположить, что психологическое сообщество, которое соберется весной в  Ярославле, явится неким воплощением интегративных процессов в психологии.  Если марсиан заинтересует факт появления представительного количества психологов в одном месте и в одно время, и они сумеют увидеть причины, мотивы, цели, смыслы и прочую психологическую изнанку  внешнего взаимодействия, их прогноз развития российской психологии будет весьма точным. Может быть это получится и у нас (см. 2-ой том трудов Ярославского методологического семинара).

Мудрый Аль Газали говорил, что «учение должно проходить в правильном месте, в правильное время и в правильном обществе, иначе оно будет потеряно». Древний город, весна и столько увлеченных людей! – хотелось бы, чтобы Аль Газали был доволен. Притягательность зова  интеграции и пирамиды смыслов под ним так высока, что никто не будет «отстаивать свою ограниченность» (она все равно при нас останется).

Понятны многие факторы и механизмы, детерминирующие интеграционные процессы в психологической науке и практике. В качестве примера достаточно напомнить о весьма востребованном виде психологической практики – «пропаганде психологических знаний» или преподавании психологии.  Замечательное интегративное упражнение, что-то вроде специализированной танатотерапии: вам предлагается прочесть курс психологии объемом 100 часов, 40, 20, 2… В итоге придешь к словам Мастера: «Жить надо!». В последнее время я столкнулась с новым для меня типом клиента – достаточно успешным человеком, который вместо жалоб предъявляет желание «научиться психологии», при этом его не интересуют ни дипломы, ни сертификаты, он просто хочет «получить представление». С чего бы  вы начали, с психических процессов? Посмотрим Госстандарт? Перенесемся мысленно в наши университетские аудитории, как часто в них витает «аромат психологии»? Преподавание как собирание роскошного букета в подарок слушателям, и все воплощение преподавателя – в тонкой ленточке, связывающей этот букет.  Вся психология, целиком —  в пронзительных словах П.А. Флоренского: «Я хотел видеть душу, но я хотел видеть ее, воплощенной.»

Путь интеграции – это путь к большей свободе и гармонии (и, конечно, не только к свободе от принятых  научных стандартов изложения тезисов). В Большой Советской Энциклопедии        гармония определяется как «соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия».     А. Эйнштейн говорил, что все усилия современной науки создать единую картину мира «зиждутся на вере в непременную и полную гармонию бытия».      На этой же вере стоит вся психология. Но веру от знания отличает отсутствие объективных критериев, критериев меры бытия.

Идея о воплощении как фундаментальном модусе человеческого существования    глубоко разрабатывалась в русской философской антропологии (П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Г.Г. Шпет и др.) Понимание диалектической взаимосвязи «впечатления» и «выражения» как основы личности, как способа ее порождения, существования, воплощения имеет существенное значение для разра­ботки интегративного направления в психологии. Применительно к задачам теории и практики личностного развития данная проблема конкретизируется как задача достижения конгруэнтности (К.Роджерс). Представляется полезным предложить  использование конструкта большего объема, а именно понятия импрессивно-экспрессивныго баланса. Понятия «экспрессия» и «импрессия» имеют весьма широкие и частично пересекающиеся семантические поля. Экспрессия, экспрессивность – выражение, «выразительность как явленность вовне» (Г.Г. Шпет) обозначает широкий круг разнообразных феноменов от отдельных выразительных движений до творчества как самовыражения личности, ее самоактуализации. Понятие «импрессия» – фокусируется на восприятии, впечатлении – следах, эмоциональных и смысловых, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым. Очевидно, что позитивное развитие личности предполагает высокий уровень способностей к «впечатлению» и «выражению» и гармоническое соответствие между ними. В реальном личностном процессе чаще можно наблюдать временный или стабильный дисбаланс этих способностей. Так, в психологии творчества описаны периоды «молчания» или даже стагнации как необходимые компоненты творческого процесса. О периодах временного преобладания импрессивности говорил А.Маслоу, отмечая потребность в уединении у самоактуализирующихся личностей.  Отшельничество, затворничество, молчание известны в качестве экстремальных духовных практик.

Значительное и стабильное преобладание импрессивного полюса формирует личностный тип, характеризующийся высокой, дифференцированной чувствительностью. Как показали специальные исследования, высокий уровень эмпатичности нередко сочетается с повышенной тревожностью, ранимостью. Отсутствие адекватных экспрессивных возможностей приводит к проявлениям застенчивости, пониженной контактности вплоть до шизоидной замкнутости. Именно для таких людей характерно высказывание: «счастье – это когда тебя понимают». Позитивное личностное развитие людей этого типа включает, как правило, овладение новыми средствами экспрессивности (поэтическое, изобразительное творчество, музыка, особенно танец).

Преобладание экпрессивного полюса формирует противоположный личностный тип. Люди с богатыми экспрессивными возможностями легко вступают в контакты, чаще занимают лидерские позиции. Однако преобладание экспрессивного компонента придает эмоциональным проявлениям таких людей некоторый налет демонстративности, театральности. Усиление дисбаланса в сторону экспрессивного полюса приводит к формированию выраженных истероидных черт характера. В структуре механизмов психологической защиты, как правило, значительную роль играет проекция. Отсутствие глубоких эмоциональных контактов с другими людьми формирует основу дальнейшего паранойяльного развития личности.

Гармонизация личностного процесса у таких людей часто включает в себя поиск новых или сильных впечатлений. Они любят путешествовать, заниматься экстремальными видами спорта. Безмолвие «пиковых переживаний» добавляет их экспрессивности новое качество и глубину.

Клиническая практика свидетельствует о том, что существует критический уровень дисбаланса, превышение которого означает последовательное сужение поля реального контакта с окружающей действительностью, «запустевание» внутреннего мира, что в итоге приводит к утрате психического здоровья. Поэтому изучение импрессивно-экспрессивного баланса представляется особенно важным при рассмотрении вопросов воспитания, помощи в личностном развитии и психотерапии, поскольку может задать существенный ориентир для разработки адекватной стратегии психологической помощи. При этом следует отметить, что клиницисты и опытные практические психологи не испытывают значительных трудностей при диагностике подобной характеристики, поскольку именно её адекватное отражение является необходимой основой для возникновения психотерапевтического контакта. Практически все психотерапевтические стратегии можно расположить по оси «импрессия – экспрессия» в зависимости от доминирования того или иного психотерапевтического механизма. Наиболее отчетливо это видно во взаимодополнительности программ тренингов сензитивности и экспрессивной психотерапии, в психотерапевтических разработках проблемы алекситимии и др.

 

 

 

 

Добавить комментарий